|
||||
РАДОНИЦА На пасхальном богослужении и на всем протяжении Светлой седмицы ради великого торжества Воскресения Христова Церковь предписывает не совершать заупокойных поминовений; в это время усопших можно поминать только на проскомидии, перед Литургией, при вынимании частиц из просфор. Поэтому по окончании Светлой седмицы, во вторник, установлен особый день поминовения усопших, именуемый Радоницей: мы приходим в храм на заупокойное богослужение, посещаем могилы наших родных и близких для того, чтобы разделить с ними полноту пасхальной радости, наполняющей весь сотворенный Богом мир. ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Накануне великого праздника Святой Троицы Церковь установила
Троицкую родительскую субботу, в которую совершается поминовение усопших.
Это поминовение совершается потому, что сошествием Святого Духа и основанием
Христианской Церкви было завершено устроение спасения человеческого рода;
но желание спасения души для себя, для своих близких - естественное чувство
каждой христианской души - должно для нас простираться и на всех усопших
дорогих нам людей; после их телесной смерти только наши молитвы могут
помочь им в решении Богом их посмертной участи. СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ Празднование в честь ангельских сил - бесплотных существ
духовного мира, возвещающих нам волю Божию и исполняющих ее в мире вещественном,
материальном - и их предводителя Архистратига Михаила было установлено
в начале 4 века. Мы почитаем ангельские силы, которые, по учению Церкви,
подразделяются на иерархии и чины и именуются Серафимами, Херувимами,
Престолами, Господствами, Силами, Властями, Началами, Архангелами и Ангелами;
особое же почитание воздается Церковью Архистратигу Михаилу как главе
Небесных чинов, верному служителю Божию, победителю падших духов - демонов,
или бесов.
УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ 29 августа / 11 сентября Святой Пророк и Предтеча Христов Иоанн был вскоре после
Крещения Господня заключен в темницу властителем Галилеи Иродом Антипой,
которого Предтеча открыто обличал за беззаконное сожительство с Иродиадой,
женой его брата Филиппа. В день рождения Ирода, на праздничном пире, дочь
Иродиады Саломия плясала перед царем и так угодила ему, что тот пообещал
дать ей все, что она ни попросит. Тогда Саломия, наученная своей злобной
матерью, попросила у царя главу Иоанна Крестителя, и царь вынужден был
исполнить обещание. АНТИПАСХА Воскресенье после Пасхи называется Фоминым или Антипасхой, т.е. «вместо Пасхи». В этот день читается Евангелие о том, как апостол Фома уверовал в воскресшего Христа, и совершается старинная пасхальная служба. Пасхальная заутреня написана св.Иоанном Дамаскиным в 8-м веке. Пасхальная служба, которая совершалась до этого, была перенесена на Фомино воскресенье.
Так и по сию пору зовут в некоторых местах Руси первое августа (ст.ст.). Этот день праздник пчеловодов; пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. «На первый спас и нищий медку покушает». «ЯБЛОЧНЫЙ СПАС» 6 августа / 19 августа «Праздник Преображения Господня называется в народе вторым Спасом яблочным. В этот день все садоводы выносят для освящения яблоки в церковь. По освящении часть принесенного выдается причту, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются. С этого дня простой народ начинает есть -яблоки, что прежде Преображения считается грехом. «ТРЕТИЙ СПАС» На нерукотворной иконе Иисуса Христа лик Спасителя изображен на полотне. К этому дню в России крестьянки кончали белить домашние полотна. Освящали их святой водой, после чего начинали уже продавать. Вот почему народ и говорит: «Первый Спас - на воде стоят». «Второй Спас - яблоки едят». «Третий Спас - ореховый». О ПОСТАХ Среда и пятница постные дни весь год, если в них нет праздника. В году четыре поста: Рождественский пост, Великий, Петров и Успенский пост. В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ, во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло и рыба. В ВЕЛИКИЙ ПОСТ, во все дни разрешается только растительная пища, в воскресные дни разрешается растительное масло и вино, а также растительное масло разрешается и во все субботы, кроме только одной субботы, что на страстной седмице перед пасхою. В великий пост не разрешается: мясо, молоко и рыба: яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, мясные и рыбнве колбасы, сдобные булки и тому подобное. Кроме того, на первой седмице великого поста, в первые пять дней, соблюдается сухоядение. Сухоядение - это постная холодная пища без масла, не подогретое питье. В ПЕТРОВ ПОСТ (ПОСТ ПЕТРА И ПАВЛА), во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло и рыба. УСПЕНСКИЙ ПОСТ по строгости подобен великому посту, но без сухоядения. Постными днями также являются: |
||||
|
||||
|