|
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК (навечерие Рождества Христова) 24 декабря / 6
января
День, предшествующий празднику Рождества Христова, именуется
Церковью Рождественским сочельником. Это - день строгого поста, завершение
поста Рождественского, время приготовления православных христиан к великому
и светлому празднику Рождения Богомладенца, воплощения и вочеловечения
Сына Божия.
Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво»; это - особенное постное блюдо, которое готовят в этот
день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней
русской традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды - в воспоминание о Вифлеемской звезде,
указавшей волхвам (восточным мудрецам) путь к месту Рождества Христова.
Сочельником заканчивается Рождественский пост; в самый день праздника Рождества верующие разговляются
(то есть вкушают скоромную, не постную пищу), и затем на протяжении святок - с 8 по 17 января - пост отменяется.
КРЕЩЕНСКИй СОЧЕЛЬНИК (навечерие Богоявления)
5 января / 18 января
День, предшествующий великому двунадесятому празднику Крещения
Господня, именуется Церковью Крещенским сочельником. Это - день строгого
поста, так же, как и сочельник Рождественский. Крещенским сочельником
заканчиваются святки - праздничные дни после Рождества Христова.
В этот день, так же, как и в сам праздник Крещения Господня, в храмах совершается особый чин - великое освящение
воды. Вода, освященная в эти дни, именуется крещенской, или великой агиасмой и обладает особенными благодатными
свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. У православных верующих
существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом мы
испрашиваем благословения Божия своему дому, помощи себе в благочестивой и богоугодной жизни и духовно очищаем свое
жилище от воздействия бесовских сил - врагов нашего спасения. Крещенскую воду следует благоговейно хранить в течение
всего года и относиться к ней, как к великой святыне.
ИСТОРИЯ СИМВОЛА ВЕРЫ
Символ веры - это молитва, в которой в кратких, но точных
словах изложены основные истины Православной веры.
Человек без веры все равно что слепой. Вера дает человеку духовное зрение, помогающее ему видеть и понимать суть
того, что происходит вокруг: как и для чего все сотворено, какова цель жизни, что правильно, а что нет, к чему надо
стремиться и так далее.
Издревле, с апостольских времен, у христиан существовали Символы веры, напоминающие им основные истины
христианской веры. В Древней Церкви было несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения
о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.
Символ веры составлен отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе были написаны
первые семь членов Символа, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по
Рождестве Христовом для утверждения истинного учения о Сыне Божием и отвержения ложного учения Ария, считавшего, что
Сын Божий создан Богом Отцом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 г. для утверждения истинного
учения о Святом Духе, отвергавшего лжеучение Македония, который отрицал Божественное достоинство Духа Святого. По
двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-
Цареградского.
Символ веры разделяют на 12 членов. В 1-м члене говорится о Боге Отце, во 2 - 7-м членах - о Боге Сыне, в
8-м члене - о Боге Духе Святом, в 9-м - о Церкви, в 10-м - о кркщении, в 11-12-м - о воскресении мертвых и о вечной
жизни.
НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется
Церковью Неделей сыропустной (так как в этот день заканчивается употребление
в пищу молочных продуктов), или Прощенным воскресеньем. В этот день после
вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда
священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение,
чтобы вступить в Великий пост с мирной душой, примирившись со всеми своими
ближними.
ЛАЗАРЕВА СУББОТА, 21 марта / 3 апреля
В этот день Церковь воспоминает событие, совершившееся за
шесть дней до крестных страданий и смерти Иисуса Христа - воскрешение
Им праведного Лазаря в Вифании близ Иерусалима. Лазарь, брат Марии и Марфы,
умер и был погребен во гробе - пещере, высеченной в камне, по иудейскому
обычаю.
Господь пришел ко гробу Лазаря спустя четыре дня после его смерти:
...То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему:
Господи! Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь
веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал:
Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня... Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший,
обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его,
пусть идет.
Евангелие от Иоанна, 11, 38-44.
Воскрешение праведного Лазаря - это доказательство Божественной силы Иисуса Христа и удостоверение в истине о
грядущем Воскресении Христовом.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
В последнюю седмицу (неделю) перед Пасхой Церковь воспоминает
события последних дней земной жизни Спасителя, Его крестной смерти и Воскресения.
В Великий Четверг мы воспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии - Причащения Тела и Крови Христовой,
в которые за каждой Божественной литургией чудесным образом пресуществляются хлеб и вино. Вечером за богослужением
совершается последование двенадцати Евангелий: в ходе службы читаются двенадцать евангельских отрывков, повествующих
о страданиях и крестной смерти Христа. По давней православной традиции, во время чтения двенадцати Евангелий верующие
в церкви стоят с зажженными свечами.
В Великую Пятницу воспоминается крестная смерть Спасителя, Его положение во гроб. Этот день самый скорбный в
церковном году. Господь наш был распят на Кресте на Голгофе, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной
смерти разбойниками. Во время распятия Он молился Богу Отцу за своих мучителей, говоря: «Отче! Прости им, ибо не
знают, что делают» (Лк.23,34). Шесть долгих часов Господь наш мучительно страдал на Кресте, искупая Своими
страданиями все человечество от рабства греху, от порабощения диаволу. Знамение этого - Его слова, обращенные к
одному из распятых разбойников, покаявшемуся в последний час и исповедавшему Иисуса Господом: «Истинно говорю тебе,
ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,43).
Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час (около трех часов дня по нашему времени). Поэтому
в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы - шитого изображения снятого с Креста Тела Спасителя.
В Великую Субботу - сошествие души Христа во ад, изведение оттуда душ ветхозаветных праведников и победа над
безраздельной властью смерти. Это день пребывания тела Иисуса Христа во гробе, где Он был погребен снявшими Его с
Креста, с разрешения римского начальника Понтия Пилата, праведными Иосифом и Никодимом, последователями Спасителя.
Но, пребывая телом Своим во гробе, душою Своею Господь в этот день сошел во ад - где, ожидая спасения мира, томились
души всех умерших до этого людей, даже души святых ветхозаветного времени. Так совершилось изведение из ада душ
праведников, освобожденных силою крестных страданий Христа Особенным знамением этого события является ежегодное,
происходящее в Великую Субботу чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Получение
благодатного огня с древних времен до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является
одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и евангельской истории.
В дни Страстной седмицы каждому верующему надлежит насколько возможно чаще посещать храм, а в Великий Четверг,
по всеобщей православной традиции, вместе со всей Церковью причаститься Святых Христовых Таин.
СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА
Неделя, следующая за праздником Пасхи, именуется Церковью
Светлой седмицей. Это - дни великой пасхальной радости; все эти дни в
храмах совершаются торжественные богослужения по пасхальному чину, царские
врата (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются открытыми
в знак того, что в эти дни нам как бы открывается невидимый, духовный,
небесный мир. На Светлой седмице отменяются посты, и все верующие призываются
к особому духовному радованию, посещению богослужений, делам милосердия
и благотворения.
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие при встрече приветствуют друг друга словами
пасхальной радости: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!».
На протяжении всей Светлой седмицы пред царскими вратами в храме находится артос - круглый хлеб с изображением
Креста или Воскресения Христова, который освящается в конце пасхальной Литургии. Само слово «артос» в переводе с
греческого означает хлеб. Обычай этот существует еще со времен апостолов - учеников Господа, которые за каждой
трапезой оставляли за столом особое место и полагали пред ним часть хлеба, как бы обозначая присутствие среди них
Воскресшего Господа.
В субботу Светлой седмицы, после Божественной литургии, артос раздробляется (разделяется) и дается верующим
для вкушения; молитва на освящение артоса указывает на его особую помощь в исцелении недугов и болезней.
КУЛИЧ, ПАСХА, ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА
С древних времен у христиан существует благочестивый обычай:
в ночь Воскресения Христова, после праздничной службы, разговляться (то
есть вкушать скоромную пищу) освященными в церкви куличом, творожной пасхой
и крашеными пасхальными яйцами. Обычай красить пасхальные яйца восходит
к первохристианским временам, когда ученица Господа святая Мария Магдалина
проповедовала христианскую веру в Риме. Прийдя к римскому императору Тиверию,
она протянула ему простое яичко - так как всем, приходящим к императору,
следовало принести ему что-либо в дар - и громко сказала: «Христос воскресе!».
Император, удивившись, ответил: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?
В это же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным».
И тут же на его глазах яйцо изменило свой белый цвет на красный, чудесно
свидетельствуя истину Христова Воскресения.
|